Гетеростатические с ориентацией на конфликт
В современной психологии насчитываются десятки теорий личности. Эти допущения едва ли могут быть строго доказаны часто они заимствованы из различных направлений философии , и только взятые в совокупности они способны объяснить и лишь изредка предсказать внутренний мир и поступки конкретного человека.
Гетеростатические теории личности: ориентация на согласие
Гетеростатические теории личности с ориентацией на конфликт, подразумевают, что личность не стремится к снятию напряжения между собой и миром, а, наоборот, наращивает его. Более того, именно конфликт, складывающийся в этом взаимодействии, является основной движущей силой развития личности. Такое понимание личности представлено в деятельностном подходе. Деятельностный подход рассматривает личность как "открытую систему", он не предполагает оценочной интерпретации природы человека.
На сегодняшний день не существует единого общепринятого определения личности. Выдающийся исследователь проблем теории личности Генри Оллпорт выделил различные аспекты рассмотрения личности: теологический, философский, юридический, социологический, поведенческий и собственно психологический. Важной чертой психологического взгляда на проблему личности, в отличие от трактовки личности в других дисциплинах, является постулат о динамическом характере личности. Хотя в каждый момент времени мы имеем дело с некоторой устойчивой системой, которую можно назвать личностью, более уместно говорить о личности как о процессе, а не о результате. Леонтьев дает такую формулировку: «Личность - это форма существования человека».
В рамках деятельностного подхода наиболее разработаны представления о периодизации развития личности лишь в младенческом, детском и подростковом периодах жизни человека. Эльконин выдвинул концепцию периодизации развития личности на основе «ведущей деятельности», то есть деятельности, осуществление которой определяет формирование основных психологических достижений определенной ступени развития личности. Ведущая деятельность младенца - это непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Примером такой деятельности служит «комплекс оживления», возникающий на третьем месяце жизни. Для того чтобы удовлетворить потребность общения со взрослым, ребенку приходится овладевать различными средствами, и прежде всего речью. В раннем детстве ведущей становится предметно-орудийная деятельность.